?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дед Мороз
Старый Хрен в стогу
stariy_khren



Дед Мороз.

Все мы знаем кто такой Мороз Красный нос. Именно его мы чаще всего видим на улицах наших городов и на многочисленных новогодних "елках".

Но не все знают, что Мороз Красный нос — это лишь один из трех братьев, самый младший. А есть еще Мороз Синий нос — средний брат и Мороз Белый нос — старший.

У них не только носы разные, но и шубы — у Красного носа — красная, у Синего — синяя, а у Белого — белая. Но иногда Мороз Белый нос одет и в черную шубу, расшитую серебром...

Мороз Синий нос холодит ленивых, у них на морозе нос синий, а Мороз Красный нос подогревает трудолюбивых — на морозе у таких щеки горят.

Ну, а Мороз Белый нос никого не щадит... Если кто его встретит, то живым домой уже вряд ли вернется... Значит судьба такая... Насмерть Белый нос морозит. Мороз Белый нос в фольклоре упоминается редко... Уж очень суров он для детских сказок. Смерть-Марена спутница его, а не внучка-Снегурочка...

Зато другие два его брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос — в народных сказках и песнях нередкие гости!

Вот для примера известная белорусская сказка "Два мороза".

Гуляли по полю два Мороза, два родных брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.

Гуляют-погуливают Морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая-светлая. Просторно Морозам на воле.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали Морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили, и давай по крышам стрелять!

— Эге, — говорит Мороз Синий нос, — все попрятались, боятся на двор вылезть.

— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху, — отвечает Мороз Красный нос.

Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.

— Погоди-ка, брат, — сказал Мороз Красный нос. — Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.

Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.

В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.

— Ну, погодите-ка, — говорит Мороз Синий нос. — Ты беги за мужиком, а я за паном.

И побежали они путников морозить.

Долго бежал Мороз Синий нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А Мороз Синий нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил!

А Мороз Красный нос догнал селянина и давай его морозить.

— Эге, мороз не шутит, — говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.

— Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

Заехал человек в лес. А Мороз Красный нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А Мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

Сделал кожух белым как снег...

Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.

— Эге, братец, да ты здесь?

Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил Мороз Красный нос и прямо в лес.

Рассердился Мороз Красный нос на селянина, но ничего с ним поделать не может...

* * *


Родом Дед Мороз из самой седой древности.

Дед Мороз — могучий русский языческий Бог, воспетый в легендах и славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом реки, осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в тяжелую годину защищающий от врагов невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Мороз помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Январь у нас так и зовется — стужень.

Дед Мороз также и герой классической русской литературы — пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса".

Три брата-Мороза — это три ипостаси Деда Мороза. А сам образ Деда Мороза — есть зимняя ипостась могучего и мудрого Бога Велеса.

У Деда Мороза много имен и ипостасей. В разное время и в разных местах представал он по-разному. Он и Мороз, и Студенец, и Снежный Дед, и Дед Трескун, и Позвист (Посвист), и Зимник, и Карачун...

Дед Трескун — старик с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март полновластный хозяин на земле. Говорят, даже Солнце его боится! Он женат на суровой Зиме-Марене.

Мороз — богатырь, кузнец, сковывающий воду "железными морозами". Суровый, разгуливающий по земле в компании Солнца и Ветра, и насмерть морозящий встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер"). Мороз иногда отождествлялся с буйным зимним ветром.

Зимник — старик с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Позвизд — славянский Бог бурь и непогод. Стоит ему тряхнуть головой — на землю валит крупный град. Вместо плаща за ним ветры веют, с полы его одежды падает хлопьями снег. Стремительно носится Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

Карачун — среди славянских божеств выделяется своей свирепостью — злой дух, сокращающий жизнь. Подземный Бог, повелевающий морозами. Темная ипостась зимнего Велеса. Карачуном называется и самая длинная ночь в году — ночь Зимнего Солнцестояния.

Так или иначе, Деда Мороза издревле представляли как седого старика с длинной бородой в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозит людей.

Ниже приведена традиционная атрибутика и символика образа Деда Мороза.

Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и штаны — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом — символ чистоты.

Шуба — длинная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом или белым мехом.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом или белым мехом. Залом с треугольным вырезом на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал.

Рукавицы — расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Иногда рукавицы у Деда Мороза трехпалые (кроме большого выделен еще и указательный палец — т.е. такие, как и по сей день носят наши военные в зимнее время). Но такие рукавицы у него не для удобства работы, но для обозначения принадлежности к высшему божественному началу ("трёхпалость" — соответствующий символ ещё со времен неолита).

Пояс — белый с орнаментом — символ связи предков и потомков.

Валенки — шитые серебром.

Посох — витой, серебристо-белой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). И то, и другое знак того, что Дед Мороз — это ипостась Велеса.

Цвет шубы, шапки и рукавиц (иногда и валенок) соответствует конкретной ипостаси Деда Мороза: красный, синий или белый. Но символику при любом цвете эти одежды сохраняют белую. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка — внучка Деда Мороза, повсюду сопровождающая своего Дедушку — символ застывших вод, дух льда. Эта девушка всегда одета только в белые одежды. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Народы Северной Европы Снегурочку называют Снежной Королевой...

И по сей день Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигаться пешком или на санях, запряженных тройкой белых рысаков. Его постоянная спутница — внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой.

Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго. Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в "религиозные пережитки".

И лишь в декабре 1935 года по поручению Сталина член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете "Правда" статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового Года с участием Деда Мороза. Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, полностью восстановленного в правах. Устроители детских "елок" получили возможность проявлять инициативу, составители рекомендаций по устройству "елок" писали сценарии, что, в конце концов, привело к выработке стандартного ритуала общественной детской "елки": "Дедушка-мороз... внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает хоровод вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки".

В дальнейшем в СССР этот образ был окончательно канонизирован: древний славянский Бог Дед Мороз стал в наши дни символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова, которым при поддержке мирских властей церковь накрывала Коляду в течение почти целого тысячелетия...

Отношение церкви к Деду Морозу — как к языческому Богу — всегда было и сейчас остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые православные обвиняют Сталина за то, что он не уничтожил Деда Мороза. Но сегодня, понимая, что Дед Мороз - это неотъемлемая часть неискоренимой русской традиции, церковь уже не надеется просто запретить его (как Бабу-Ягу или Владыку Морского), но настаивает теперь на публичном "крещении" Деда Мороза...

* * *


Молодецкая забава "Пофигу мороз".

Первый вариант игры.

На противоположных сторонах выбранной для игры площадки — "чистого поля" — обозначаются два "дома" (две "деревни") либо "дом" ("деревня") и "лес", в "лесу" располагаются играющие. На середине расстояния между "лесом" и "деревней" ширину "поля" ограничивают двумя вешками. Расстояние между вешками определяется опытным путем, но, как правило, оно не должно быть меньше 10 метров. Между вешек лицом к играющим становится водящий — Мороз Красный нос. Он произносит: "Я Мороз — Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и нам пофигу мороз!" (В сугубо детском варианте игры: "... и не страшен нам мороз").

После этого они перебегают через "поле" в "дом", но пробежать надо обязательно между вешек. Мороз старается их "заморозить" — коснуться рукой или посохом. Причем, "действует" лишь самый конец посоха (именно "снежинка"), а не вся его длина. К остальной части посоха играющие могут прикасаться (туловищем, но не руками!), отталкивать его, отводить в сторону и пр. Но вариант с посохом можно использовать лишь при наличии определенного опыта, иначе можно нечаянно причинить травму играющим. "Замороженные" останавливаются и замирают в застигнутой позе на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до того момента, пока Мороз каждого из них не "разморозит" своим посохом после окончания всей перебежки. После каждой перебежки из "незамороженных" по какому-то условному критерию (например, при помощи считалки) выбирают нового Мороза, а предыдущий включается в игру наравне со всеми, включая и тех, кто был "заморожен". Игра заканчивается, когда не осталось ни одного участника (кроме последнего Деда Мороза), который не был бы хоть раз "заморожен". Последний Дед Мороз объявляется победителем. Можно в конце игры и сравнить, какой Мороз "заморозил" больше играющих.

Второй вариант игры.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней действуют два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Стоя между вешкам, они произносят: "Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз Красный нос. Я Мороз Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Отличие от предыдущего варианта заключается в том, что те, кого "заморозил" Мороз Синий нос, выбывают из игры и в дальнейших забегах уже не участвуют.

Вариант с двумя Морозами более подходит, когда играющих изначально больше 10-15 человек.

Третий вариант игры.

Играющим между вешками надо пробежать дважды — из "дома" в "лес" и обратно. При этом, добежав до леса, играющий берет там некий заветный подарок или "клад" (пряник, конфету, монету, пр.), с которым и возвращается в "дом". Если же Мороз его заморозит на обратном пути, то "клад" возвращается в "лес". В конце игры определяется победитель — кто из играющих собрал больше "кладов". В этом варианте Дед Мороз может и не меняться, но быть постоянным ведущим. Оставшиеся "клады" Дед Мороз раздает участникам и гостям уже по своему усмотрению.


Писано волхвом Велемиром добрым людям на пользу.



П р и л о ж е н и е.

Народная сказка "Морозко".

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают:

— Умница!

А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая, трясется...

Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз Красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, пришел ты по мою душу.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз Красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, пришел ты по мою душу.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого.

Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал.

А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место.

На этот раз пришел Мороз Синий нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей-то не дождал. Рассердился Мороз Синий нос, оборотился Морозом Белым носом, хватил ее и убил.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!

А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!










  • 1

Песня о Настоящем Дед Морозе


Ой, Дед Мороз, Мороз...

http://youtu.be/_HtTK5o_NQA

С НОВЫМ ГОДОМ!

Спасибо, познавательно!

Ну как сказать.
Откуда взялся именно такой образ. к коему мы привыкли. насколько он чему соответствует...
С одной стороны, полагаю Мороза ипостасью Варуны-Велеса, но возможна связь и с неистовым Рудрой, владыкой Севера. Может даже, как тут изображено, соответственно "Синий" и "Красный" Нос (цвет Варуны синий, Рудры красный).
А с другой... странные ассоциации появились. Мороз (в частности, в вышеприведённых сказках) скачет по деревьям. Как он это мог проделать в долгополой шубе и валенках? Да ещё трехпалые рукавицы (хоть это из другой оперы, современная, новодельная версия, ну допустим так), скорее птичий признак. Уж не птицеобразное ли существо?

Именно так и есть, и цвета отсюда.
Просто давать столь подробный экскурс - это уже далеко отойти от собственно славянской традиции.
"Уж не птицеобразное ли существо?"
Да, ровно в той степени, как и сам Варуна в своей архаической "молодости". Потому и ворон верный спутник и Велеса, и Одина.
И Мороз Белый нос в черных одеждах - это непосредственный отголосок "блуждающего" в разных народах мифа о том, что оперение Белого Ворона в черный цвет перекрасил другой разгневанный Бог (в самом известном позднем варианте это сделал Аполлон, получив от Ворона неприятное известие об измене любимой нимфы). Так что не странные ассоциации, а самые верные. Но птицеобразный облик слишком архаичен для "исторического" образа, потому от него только птичьи повадки и сохранились...

С добрым утром! Удачного и веселого рождественского дня!:)

Спасибо за поздравление!

Но мы, язычники, свою Коляду уже отпраздновали - еще в конце декабря, на Зимнее Солнцестояние, в самую длинную ночь, когда рождается Новый Год, когда следующий день становится уже немного длиннее предыдущего... А нынешний праздник запаздывает вслед за Юлианским календарем.

Кстати, длится Коляда почти целую неделю (которая "святки" назвается), а собственно новогодние гулянья продолжаются до первых чисел января - когда уже всем, даже сомневающимся, становится очевидно, что Новый Год действительно родился, и день стал действительно удлинняться.

Дед Мороз (припозднился, но очень интересно, хотя и не б

Пользователь domino23 сослался на вашу запись в записи «Дед Мороз (припозднился, но очень интересно, хотя и не бесспорно):) » в контексте: [...] Оригинал взят у в Дед Мороз [...]

Слушайте, ну это же бесстыжий новодел! О чем ту говорить вообще...

Г-н Михайлов (психиатр по профессии) сделал эту "систему" для тех, кто родом из авраамической традиции, но, будучи обремененным высшим образованием, не готов ее принять в заскорузло-хрестоматийном виде. Вот для них, для тех, кто в поисках "истоков духовности" в 80-е шибко сильно ударился в "восток", но так и не прошел более трех кварталов, испытав "горе от ума", для этих "инвалидов" в начале 90-х он и сконструировал этот психотерапевтический костыль на базе буддизма/индуизма/ведизма/чертичего, причем, в их самых вульгарных глянцево-журнальных интерпретациях... Это же из серии "Как лечиться кармой" и тому подобного...

Это тот же Александр Свияш - в двойном переводе через гугловский хинди - с его "Как почистить свой сосуд кармы", где он пишет: "сосуд кармы представлен в виде небольшой емкости, в которую сверху по нескольким трубам поступают наши "грехи" в виде жидкости кармы".

Это та же Сильвия Браун "Прошлые жизни и ваше здоровье", но только вид с боку и после приема дозы галлюциногенов... Сильвия Браун тоже "досканально изучила 26 вариантов Библии. Учение Магомета. Учение Будды. Египетскую Книгу Мертвых. Бхагават Гиту. Карла Густава Юнга. Джозефа Кемпбелла. Эдгара Кейси. Гарольда Блума. Элен Пэйджелс. Элин Гаррет. Жизнь Апполония Тианского. Философские учения ессеев, синтоистов теософского общества и розенкрейцеров". И тоже выдала психотерапию для "интнллигенции с приветом", буквально "по Михайлову" с его "договором-ашхой" (почти дословно!): "Перед началом каждой жизни на Земле мы пишем план этой жизни и включаем все препятствия, с которыми нам придется столкнуться, для того, чтобы достичь целей, которые мы сами же перед собой поставили".

Даже не берусь судить - кто из них у кого патент покупал (или просто свистнул) на подобные "восточные" психотерапевтические концепты...

Уж лучше бы они банально психоанализом занимались, выясняя, кто кого когда и чем в детстве изнасиловал... а не создавали благодатную среду, где их колеки-последователи в особо извращенной форме порочат светлое имя Деда Мороза и внучки его Снегурочки...


Edited at 2014-01-21 12:23 pm (UTC)

Я не отношусь ко всему этому настолько серьезно: в первую очередь, все это литература, авторское творчество. Полагаюсь, в первую очередь на интуицию, субъективное ощущение цельности "настоящести".

А перечисленные Вами авторы не стоят у меня в одном ряду: они совершенно различны, как по уровню постижения, так и по художественным достоинствам, не говоря уже о принадлежности к разным традициям и направлениям.

как боженька молвил (С)
сходила по ссылке - чет Подеревянский вспомнился.

"Все кто не верит в Деда Мороза после смерти будут мерзнуть в вечном сугробе, духовный мир в обители Мороза неподвластен ограниченному человеческому уму. Для хороших мальчиков и девочек после смерти уготована изба с бесконечными подарками и 72 снегурочки для нескончаемого блаженства. Впустите в себя шорох конфет, запах оливье, мигание елки - ощутите присутствие Его.
Его не может не существовать, ведь достаточно закрыть глаза и почувствовать Деда Мороза внутри себя. а надев красную шубу и бороду, вы причаститесь к Воле Его, для того что бы потом нести в массы Слово Его.
Дед Мороз требует от тебя нравственного поведения, иначе тебе не получить его любви и подарков, как сильно ты бы в него не верил!"

Золотые слова, внученька!
Прямо бальзам на душу...
Будут тебе щедрые подарки, помяни мое слово!

Спасибки, Старый Хрен, подарочки я люблю!))))

  • 1